четверг, 12 июля 2012 г.

Александр Сизиф о сакральном характере яйца в культуре

«Показательно, что при всей ясности позиции Оксаны Мась, которую она не раз открыто декларировала, никто не заметил смысловых тонкостей ее мозаик из яиц. Или заметил, но не счел нужным об этом высказаться. А суть здесь в том, что произошел автоматический перенос понятия «писанка» на
любые окрашенные яйца. Причем сама Оксана заявляла для прессы, что используемые ей яйца писанками в традиционном смысле не являются. Ритуальный, магический характер яйца оказался вытеснен произвольным его употреблением где угодно и при любых обстоятельствах.

Здесь важно вспомнить, что издревле, еще задолго до христианства, с яйцом были связаны самые сокровенные желания человека. Бытовала вера в осуществимость того, что изображалось на яйцах. В зависимости от наносимого на яйцо рисунка и связанных с этим мыслей и чувств человека
яйцо могло нести в себе силу созидания или разрушения. С помощью яйца можно было излечить или, наоборот, наслать болезнь.

Со времен христианства окрашенные яйца имеют преимущественно культовое употребление и символизируют воскресение к новой жизни. Не утрачивают своего значения и обрядовые писанки — яйца с рисунками, складывавшимися в течение многих веков. Сам процесс окраски яиц почитался как таинство. Использовались только растительные красители,
ключевая вода, брались во внимание фазы луны. Необходимое условие — чистота души, умиротворение, сердечная обращенность к светлым высшим силам.

Яйцо присутствует в мифах у всех народов, и даже сама Вселенная по некоторым верованиям считается рожденной из яйца. Без преувеличения яйцо можно назвать священным символом жизни. Догадка Оксаны Мась создавать из писанок мозаики, ввиду сакрального значения яйца, больше чем просто изобретение нового средства художественного выражения.»

Александр Сизиф. Институт Футуристических Исследований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий